Главная   >   Статьи    >    Разное    

Эх… Какой могла бы быть Нива.

Сколько различных проектов было на базе «Нивы». Сколько различных вариантов ее модернизации или дизайна. Но по тем или иным причинам мы имеем сейчас Niva Legend. Когда же мы свернули не туда?

В начале 2000-х самой большой претензией к нашему автопрому и «Ниве» в частности был дизайн. На фоне иномарок наши марки смотрелись действительно блёкло и непрезентабельно. Вау-эффект тогда работал как никогда хорошо: если машина выглядит хорошо, то, значит, и едет хорошо и все у нее хорошо. И это вообще без вариантов. Часто машины покупались только потому, что это Mazda или какой-нибудь другой бренд. А еще чаще просто потому, что эта машина понравилась. В «Автовазе» это вроде бы понимали, даже появлялись вполне симпатичные эскизы то одной модели, то другой, но дальше дело не продвигалось.

На этом фоне прототип «Сталкера» прогремел как гром среди ясного неба. Не просто рисунок, а самый настоящий автомобиль, который можно потрогать. Дизайн навеян «Мерседесом» G-класса. Гелик угадывается во многих чертах, однако дизайн самобытен и даже сейчас смотрится отлично. Добавьте сюда полностью пластиковый кузов, посаженный на пространственный каркас. И это в начале 2000-х «жахнуло» так, что даже немцам зашло. Одна немецкая компания даже заказала разработать прототип для них на выставку во Франкфуртском автосалоне. Почему же «АвтоВАЗ» не пустил «Сталкера» в серию? Да потому что разработала этот дизайн маленькая компания «Лада-Тул». А его реализацией занялась другая небольшая компания по производству пластиковых изделий — ООО «АПАЛ». Так и появился АПАЛ-2154 «Сталкер», фотографии которого разлетелись по различным СМИ, интерес был огромный. Но…

Почему мы постоянно сравниваем «Сталкера» с «Нивой»? Всё просто, «Сталкер» был собран из узлов и агрегатов «Нивы». Со всеми ее плюсами и минусами. В первую очередь, это простота и минимализм. Это рабочая лошадка, которую не жалко использовать в суровых условиях вне дорог. Такая машина не вызывает желания ездить на ней каждый день, если в этом нет нужды. Отсюда очень странным выглядит представленная версия «Сталкера» под индексом 2154 — заднеприводная машина! Да еще с крайне неудачным вазовским дизелем на целых 55 л.с.! Про нее автомобильная пресса предпочитала молчать, обходя это недоразумение стороной.

Что же касается 21541, то здесь полный привод, доставшийся от Нивы, как и, собственно, другие агрегаты. При этом «Сталкер» на 100 килограмм легче Нивы, что при ее маломощном двигателе здорово ощущается. Зато весь спектр завываний, лязганий и воя остался прежним, как, впрочем, и тактильные ощущения при втыкании передач или же режимов раздатки. Удовольствие, надо сказать, ниже среднего, но это и не машина, чтобы создавать комфорт, это рабочая лошадка. Где в приоритете дешевизна, надежность и простота. Пластиковый кузов, с одной стороны, решал один из самых неприятных вопросов — коррозии. В наших условиях эксплуатации эта напасть представляет большую головную боль. Да и отлитые цветные кузовные панели не боятся царапин — под ними не начнется коррозия, да и они почти незаметные. Однако как они поведут себя, когда в них прилетит камень или вылетевшая палка из-под днища, а если машина сядет на пластиковый порог, а если в мороз?

Что же касается внедорожных качеств, то «Сталкер» был чуть-чуть лучше «Нивы» и в первую очередь за счет меньшей массы. В остальном же геометрическая проходимость была лучше на какие-то миллиметры, что и не удивительно, узлы-то одни и те же. А дальше, а дальше были только одни проблемы делового характера. АвтоВАЗ не проявлял никакого интереса, партнеров и инвесторов найти не получалось, и выпуск даже мелкими партиями наладить так и не получилось. В итоге к 2011 году проект был закрыт.

В 2019 проект «Сталкер» ожил, компания прошла сертификацию модели 21541 и получила разрешение на сборку 150 машин в год. Планировалось, что стоимость будет выше на 20% обычной «Нивы». Автомобильная среда очень позитивно отреагировала на эту новость, тем более что удачный дизайн до сих пор смотрелся отлично. Было собрано 24 автомобиля, но за полтора года было продано менее половины. Как же так? А всё просто. Вместо заявленных 20% «Сталкер» стоил более чем в два раза дороже! Если на тот момент цена на «Ниву» начиналась от 520 тысяч рублей, то за «Сталкер» хотели от 1,2 миллиона рублей! Окончательно точку в судьбе «Сталкера» поставил «АвтоВАЗ», в конце 2020 года объявив, что прекращает продажу мелким компаниям агрегатов по оптовым ценам. Так закончилась история очередного интересного проекта.

Наверх