Кажется, последний барьер сломан на пути к признанию китайского автопрома на европейском рынке. Тест EuroNCAP выглядел как что-то неприступное и удел избранных. Каждый может собрать в гараже машину, но чтобы она прошла EuroNCAP…
Это как погонять в футбол во дворе и попасть с этой командой на чемпионат мира. Гонка за безопасность началась в 90-х годах, как только это стало весомым преимуществом. И преимущество в безопасности достигалось за счет технологий и науки, а это, как мы знаем, очень дорого. Но даже если найти деньги, то надо еще найти и инженеров, которые разбираются в вопросе, а это штучный товар на тот момент. Да и сейчас, если не штучный, то таких специалистов несколько десятков на весь мировой автопром. Одно дело прикрутить подушку безопасности к рулю и совершенно другое, чтобы, сработав, она не навредила, а чтобы она еще и помогла — это вообще отдельный разговор. То же самое и с ABS, вроде звучит просто, надо, чтобы колеса не блокировались при торможении, но мы-то знаем, что дьявол кроется в деталях! И чтобы ABS работала как надо, ее надо настраивать под каждую конкретную не только модель, но и комплектацию автомобиля! И все это стоит огромных денег и человеко-часов крайне редких специалистов.
До середины 2000-х годов пять звезд по безопасности от EuroNCAP были прерогативой премиальных марок и топовых моделей автомобилей. В этот момент компания Renault сделала, казалось бы, немыслимое: вывела на рынок бюджетные автомобили, которые набирали высший балл в тестах на безопасность. Всё это сопровождалось большой рекламной кампанией по всему миру. Остальным производителям пришлось отвечать и подтягивать безопасность своих бюджетных автомобилей. С этого момента безопасность вошла в моду, ведь это уже не был удел только машин для богатых.
Конкуренция сделала свое дело, и в какой-то момент получить 5 звезд на тесте EuroNCAP уже не было достижением и чем-то выдающимся, скорее наоборот, новостью было, если кто-то не получал заветных пяти баллов. Тогда тесты EuroNCAP были ужесточены в 2020 году. И примерно в этот момент китайцы начали активно заходить на рынки Европы. Да, у китайцев есть свой краш-тест на безопасность — CNCAP, но он существенно более мягкий и для европейцев не вызывает никакого интереса. Поэтому хочешь продавать машины в Европе — придется показать хорошие результаты в EuroNCAP, иначе можно заработать репутацию «капсулы смерти» и про продажи забыть.
И задача показать хорошие результаты в EuroNCAP остается до сих пор крайне сложной. Это наглядно демонстрирует фактически провал двух моделей именитых производителей, набравших всего по 3 звезды. Это Jeep Avenger и Renault (Dacia в Европе) Duster! Да-да. То самое «Рено», которое еще не так давно сделало безопасность своих бюджетных моделей одним из основных преимуществ…
И вот XPeng… Вы вообще слышали о такой марке? Скорее всего, нет, основана она в 2014 году, по автомобильным меркам практически вчера. И вот у XPeng уже своя платформа SEPA 2.0, на которой построено несколько моделей. Как уже стало традиционным, марка эта премиальная. А модель G6 они позиционируют как прямого конкурента Tesla Y. Поэтому краш-тест от EuroNCAP был принципиальным моментом, и… XPeng G6 получает пять звезд, высший балл. Доказав звание безопасного автомобиля. Это позволило подписать соглашение о строительстве завода в Испании по выпуску этой модели.
Но это премиум, скажете вы, и будете правы. Да, для машин такого класса это не преимущество, а минимально необходимые характеристики. Однако в 2022 году бюджетный кроссовер CHERY OMODA5 получил заветные 5 звезд по EuroNCAP. Т.е. китайские производители «могут в безопасность» как в премиальном, так и в бюджетном сегменте. Так почему же мы не видим большого количества хороших результатов на тестах EuroNCAP от китайских производителей? Всё очень просто, тесты EuroNCAP — это очень дорого и… Результаты этих тестов скоро никому будут не интересны, т.к. с 2026 года требования тестов опять будут ужесточены, и 5 звезд, полученные до, будут совсем не то, что полученные после. По сути, все производители, представленные на европейском рынке, готовятся вступить в битву за баллы безопасности.
Вы представляете, что будет, если Duster, который сейчас набрал 3 балла, разбить по новым правилам! Сколько он наберет? Один? Два балла? А если пойти дальше… И одновременно с ним тест проходит OMODA 5 и снова набирает 5 баллов? Представляете, какой фурор это вызовет?! Поэтому все «затаились»: никто не хочет раскрывать карты раньше времени, а кто-то спешно решает задачу, как уложиться в новые нормы. Ведь от этих результатов зависит очень много.